«Дошкольник»
План- программа
по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» на 2020– 2021 год.
Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
формирование у детей основ личности будущего гражданина;
профилактика у детей социально-личностных проблем.
1. Название плана-программы.
«Дошкольник»
2. Пояснительная записка.
Автор плана-программы.
Учитель – логопед : Харитонова О.А.
Развитие человека – очень сложный процесс. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности.
Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом.
Актуальность плана-программы.
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Обоснование плана- программы.
Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада, как с детьми, так и с родителями.
Описание
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении № 14.
Цель исследования – разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом. На данный момент в детском саду продолжает развитие социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому мы стараемся привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
Есть необходимость в оптиматизации и индивидуализации педагогического общения персонала с воспитанниками.
Реализация плана-программы поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.
4. Цель и задачи плана-программы.
Цель плана-программы: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи плана-программы:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика у детей социально-личностных проблем.
Сроки реализации плана-программы.
Реализация плана-программы рассчитана на один учебный год.
Этапы реализации плана-программы :
1 этап: «Диагностика» (сентябрь)
- подготовка диагностического инструментария;
- определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.
2 этап: «Мотивационная основа» (октябрь-декабрь):
- организация обучения педагогов по проблеме (консультации, педсовет, семинар);
3 этап: «Практика» (в течение учебного года):
- работа с детьми.
4 этап: «Работа с родителями» (январь-февраль):
- организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги).
5 этап: «Анализ» (май):
- анализ состояния психологического здоровья детей.
1. 6 этап: «Предметно-развивающая среда» (июнь-август):
- переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка.
5. Ожидаемые результаты.
Предполагаемая модель личности выпускника ДОУ №14
1. Человек – творец самого себя:
* уверенность в своих способностях, вера в себя и в свою уникальность: "любящий себя";
2. Мировоззрение, мироощущение, осмысленность личной жизни:
* элементарные представления о современной научной картине мира;
* обществоведческие представления;
* умения рассказывать о своей Родине, народе, о наиболее важных событиях истории; чувство гордости за Отчизну, Донской край, свой род;
* представления о смысле жизни, идеале, счастье;
* представления о жизненном целеполагании (целеустремленность).
3. Личностные качества (черты характера):
* стремление к обретению свободы, внутренняя свобода;
* умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;
* умение регулировать свое поведение и естественную двигательную активность;
* решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
* честность, правдивость;
* умение правильно оценивать критические замечания, преодолевать в себе апатии в случае неудачи;
* терпение, умение переносить трудности.
4. Уважение к окружающим, культура поведения (общения):
* умение жить так, чтобы людям, находящимся рядом, было хорошо;
* желание творить добро и милосердие, не ожидая пока попросят о помощи;
* умение устанавливать дружеские отношения: интерес к людям, общительность;
* умение работать в сотрудничестве со сверстниками: терпимость, уступчивость;
* готовность идти на контакт, доброжелательность;
* умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем;
* уважение к окружающим: умение приветствовать, чувство меры в общении;
* установление межличностных отношений с педагогами;
* умение аргументировано отстаивать свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми;
* культура речи: умения слышать и слушать, понимать смысл текста и простых понятий, говорить разборчиво, законченными фразами, использовать речь как инструмент мышления, связно и бегло излагать свои мысли, использовать собственный богатый словарный запас (без вульгарщины).
5. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
* добросовестность;
* старательность;
* организованность;
* самостоятельность в работе;
* умение творчески подходить к работе;
* умение не мешать окружающим;
* умение ценить работу и творческие способности других людей;
* уважительное отношение к материальным ценностям.
6. Интеллектуальное развитие:
* владение приемами мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения;
* развитие качеств мышления (алгоритмического, логического, комбинаторного), необходимых для применения знаний на практике;
* умение решать логические и творческие задачи;
* умение ориентировать в справочной, художественной, научно-популярной литературе;
* умение и желание организовать себя;
* стремление в интеллектуальному саморазвитию.
7. Здоровье и здоровый образ жизни:
* физически и психически здоровый ребенок, относящийся к своему здоровью и здоровью других людей как к важной личной и общественной ценности;
* умения и навыки правильного выполнения естественных движений;
* потребность в ежедневных самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
* представления о здоровом образе жизни, правилах личной гигиены, охране и укреплении здоровья;
* знание и применение правил безопасности и безопасного поведения;
* умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
8. Творческое развитие, эстетическая культура:
* умения и навыки, связанные с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе творческой деятельности;
* умения перевоплощаться через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира;
* способность сопереживать и подражать, выражать собственные чувства и эмоции с помощью движений, мимики, жестов, интонации;
* умения выражать свои чувства с помощью языка изобразительного искусства;
* умения выразить через танец свое творческое начало;
* навыки работы с глиной, владение приемами поиска и создания образа;
* первоначальные музыкально-практические умения и навыки пения в хоре;
* умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении;
* представления об эстетической мере;
* умение аккуратно и красиво оформлять свои работы.
9. Отношение к природе:
* знания о предметах и явлениях природы;
* представления о сложившихся противоречиях между обществом и природой, путях их разрешения;
* о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми;
* убеждения в необходимости охраны природы как в своем крае, так и в своей стране, на всей планете;
* умения, позволяющие участвовать в практической деятельности по охране природы, не вредить окружающей среде.
Литература:
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика (раздел: «Социально-нравственное развитие дошкольников»). Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: ТЦ Сфера, 2000
3. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 200 |